Как вырабатывается мотивация деятельности

Жизнь любого живого существа, в том числе и человека, получает развитие при мотивации деятельности, необходимой для существования. Чтобы лучше разбираться в способах стимулирования эффективной работы, необходимо четко понимать определение мотивации и мотива.

Мотив и мотивация

Под мотивацией часто понимают совокупность эмоциональных и физиологических процессов в организме животного или человека, способствующих и подталкивающих к активной работе. Эти процессы и называются мотивами.

Мотивы могут иметь форму материального предмета или идеи. Они вызывают у человека негативные или позитивные эмоции, в зависимости от результата проведенной или не проведенной деятельности. Чтобы четко определить для себя мотив, необходимо провести серьезный самоанализ.

Нередко мотив путают с физиологической потребностью или целью. Для разграничения этих понятий, необходимо усвоить, что потребность — это попытка человека устранить неприятные или болезненные ощущения, а цель — желаемый результат, для достижения которого необходимо провести долгую работу.

Виды мотивации личности

Современная психология выделяет несколько разных видов мотивации:

  • внешняя обусловлена внешним влиянием на деятельность человека (например, участие в забеге на 10 км для получения денежного приза);
  • внутренняя обусловлена самим процессом той или иной работы (например, занятия йогой и медитации помогают расслабиться и приносят положительные эмоции);
  • положительная обусловлена наличием позитивных для личности стимулов (например, если хорошо учиться, можно получить профессию, о которой всегда мечтал);
  • отрицательная обусловлена наличием негативных стимулов (например, если хорошо учиться, то не придется работать на низкооплачиваемой работе);
  • устойчивая обусловлена естественными потребностями организма (голод, жажда, сексуальное желание и т.д.);
  • неустойчивая обусловлена только наличием дополнительной и постоянной поддержки извне (например, отказ от вредной привычки, начало здорового образа жизни);
  • индивидуальная необходима для поддержания здоровья и активности собственного организма (голод, жажда, сон);
  • групповая необходима для выживания популяции (забота о детях, поддержание общественного порядка);
  • познавательная наиболее выражена у детей и необходима для ведения исследовательской деятельности.

Кроме того, существует еще понятие доминанты, или доминирующей потребности. В головном мозге человека выделяют множество нервных центров, отвечающих за ту или иную потребность. Чем она сильнее, тем больше нервных импульсов продуцируют нервные клетки соответствующего центра, заглушая таким образом все другие. Например, если человек испытывает голод, он не способен к продуктивной мыслительной или физической работе. Формируется доминантный центр мотивации.

Виды мотивов личности

Понимание причины возникновения той или иной мотивации нуждается в представлении важности различных стимулов. Современная психология все мотивы делит на 2 больших группы:

  • деятельностные;.
  • сознательно обоснованные.

К первой группе относят самые разные стимулы и побуждения, направленные на реализацию актуальных потребностей человека:

  • органические;
  • функциональные;
  • материальные;
  • общественные;
  • духовные.

Потребности личности и организма могут различаться в конкретный момент жизни. Самыми сильными мотивами к деятельности являются органические и функциональные, так как от них напрямую зависит жизнь и здоровье человека. При наличии необходимого возникает потребность в накоплении и запасании ресурсов на будущее. Таким образов возникают материальные мотивы. Потребность в общении, определенном социальном статусе и власти появляется после накопления достаточного количества ресурсов, которые необходимы для исполнения желания.

Самыми слабыми мотивами являются духовные, так как от них напрямую не зависит ни один из аспектов жизни человека. Более того, некоторые духовные практики проповедуют аскетизм, что требует большой силы воли для того, чтобы переступить через потребности своего тела.

Вторая группа мотивов значительно меньше. Она включает в себя:

  1. Убеждения — обобщенные мотивы, основанные на мировоззрении самого человека. Устойчивое, обоснованное для личности убеждение может сохраняться на всю жизнь и становиться основой всего поведения человека, его свойством.
  2. Намерение — сознательное решение достичь поставленной цели, с четким планом действий и используемых для этого средств, организующее направленную деятельность.
  3. Ценности — отношение личности к миру, основанное на собственном опыте, полученной извне информации и знаний, и придающее жизни индивида смысл.

Ценности бывают:

  • ориентированными самостоятельно — цели и желания человека, его подход к миру и жизни;
  • ориентированными другими — цели и желания социума, в котором находится индивид;
  • ориентированными внешней средой — цели и желания, которые формируются на основе представлений индивида о взаимоотношениях его и окружающей его среды.

Теории мотивации деятельности

Психология мотивации занимается изучением мотивационных процессов и потребностей, стимулирующих поведение разных людей в конкретной ситуации. Она разделяет все имеющиеся на сегодняшний день теории на 3 основные направления:

  • содержательные;
  • процессуальные;
  • теории, базирующиеся на усредненной личности.

Содержательные теории

В основе содержательного направления лежит изучение причин, влияющих на развитие мотивации. В основном это влияние на основные потребности организма человека. Психологи описывают структуру и содержание возникающих у человека потребностей и оценивают желания личности. Основной целью данного направления является понимание механизмов возникновения мотивации у индивида, исходящих от него самого.

Самой известной и широко используемой теорией считается распределение уровней потребностей по А. Маслоу. Согласно его представлениям, все нужды индивида объединены в некое подобие пирамиды, в основании которой лежат жизненно важные потребности. Чем выше место потребности в пирамиде, тем менее она значима для жизни человека как живого организма.

Основные положения теории Абрахама Маслоу:

  • человек постоянно испытывает потребность в чем-то;
  • все желания, испытываемые людьми, можно распределить по группам;
  • группы всегда расположены иерархически;
  • мотивация — неудовлетворенная потребность;
  • место уже удовлетворенной потребности тут же занимает следующая неудовлетворенная;
  • обычно человек испытывает одновременно несколько желаний, образующих комплекс;
  • самые важные потребности находятся у основания пирамиды;
  • с уровнем нужды растет и количество способов ее удовлетворения;
  • движение по пирамиде происходит только снизу вверх.

Другим представителем содержательного направления является Клейтон Пол Альдерфер, создавший ERG теорию. В ее основе лежит разделение всех потребностей человека на 3 основные группы:

  • существование (безопасность, физиологические нужды);
  • связь (общественные нужды и желания);
  • рост (необходимость в самовыражении).

В отличие от Маслоу, Альдерфер считает, что движение по шкале потребностей возможно как от низших к высшим, так и наоборот. Удовлетворяя потребности низшего уровня, человек продвигается вверх, однако, не удовлетворяя свою нужду в самореализации, он только усиливает низменные желания, и все внимание фокусируется на них.

Теория приобретенных потребностей доктора психологии Дэвида МакКлелланда связана с изучением механизмов нужды достигать, участвовать и властвовать. Такие желания возникают у человека с возрастом и достижением определенного материального достатка, оказывающего сильное влияние на его личностные качества.

Определиться с преобладающей мотивацией не составляет большого труда. Достаточно объективно оценить собственное поведение в работе и общении с окружающими людьми. Если человек стремится быстро достигать поставленных целей, с меньшей затратой энергии и ресурсов и получением большей выгоды, то у него преобладает мотивация к потребности достигать. Если желает завести много друзей и знакомых, ценит чужое мнение и старается получить одобрение со стороны окружающих, то мотивация — соучастие. Потребность управлять другими людьми, влиять на их мнение или решение, брать ответственность за чужие поступки на себя вытекает из преобладающей мотивации властвовать.

Согласно теории, всех людей можно условно поделить на 2 вида:

  • стремящиеся к власти ради самой власти;
  • стремящиеся к власти ради достижения какой-либо общественной цели.

Зная тип, к которому относится индивид, можно легко определить, какова мотивация деятельности человека, понять цели, которые он преследует, и предположить путь, которым он будет их добиваться. Понимание таких вещей позволяет улучшить качество личной жизни и взаимоотношений с окружающими людьми.

Американский доктор психологии Фредерик Герцберг построил свою теорию двух факторов благодаря возникшей среди населения необходимости в выявлении важности влияния материальных и нематериальных ценностей на поведенческие реакции человека. Материальные факторы в его теории связаны с достижением удовлетворения при самовыражении, взаимодействии человека с окружающей средой. Нематериальные факторы связаны с занимаемым положением в обществе, достижением признания другими людьми.

Данная теория часто используется руководителями компаний для анализа собственных сотрудников. Часто недостаточность материальных факторов приводит к недовольству сотрудника его работой, однако их достаток не является мотивацией самостоятельно. А присутствие в достаточном количестве нематериальных факторов является хорошей мотивацией к активной и эффективной работе. Оплата труда не является основной мотивирующей работников силой.

Процессуальные теории

В основе всех теорий данного направления находится анализ распределения сил и энергии, затраченных на удовлетворение потребности, и выбранный для этого тип поведения. Мотивация и деятельность человека являются не только результатом возникновения потребностей, но и «зеркалом», отражающим восприятие мира и позволяющим оценить последствия выбранного поведения.

Теория ожиданий, созданная канадским психологом Виктором Врумом, основана на том, что одной мотивации недостаточно для удовлетворения потребности. Человек должен осознавать последствия своего поведения, выбранного для достижения конкретной цели.

Данная теория часто используется в компаниях лицами, занимающими управляющие должности. Работа всегда должна быть построена так, чтобы выполняемые задания удовлетворяли собственные нужды и достигали решения задач организации в одно и то же время. Для этого необходимо добиться максимального соответствия между способностями работника и требуемой от него деятельности. Правильное соотношение двух составляющих позволяет добиться максимальной эффективности от работника, удовлетворить потребности и его, и работодателя.

Профессор психологии Джон Стейси Адамс создал теорию равенства, основанную на оценке эффективности мотивации, учитывая мнения людей, находящихся ранее в подобной ситуации. Другими словами, мотивация рассматривается не только с позиции отдельно взятого человека, но и в сравнении его с другими такими же людьми. Психология такого соотношения позволяет определить уровень субъективной оценки самого человека.

Офисный работник оценивает свою заработную плату, сравнивая ее с деньгами, полученными другими сотрудниками в этом месяце. При этом он должен учитывать условия, в которых они все вместе работают. Одни трудятся на протяжении всего рабочего дня, а другие прохлаждаются и пьют кофе. Однако даже если он относится ко второй группе, получив меньшую сумму вознаграждения, может посчитать себя недооцененным. Его отношение к труду и получаемой оплате напрямую зависит от его самооценки.

Теория партисипативного управления была разработана американскими учеными во время проведения экспериментов по увеличению эффективности труда сотрудников различных предприятий. Человек, работающий в организации, воспринимает себя как непосредственный участник организации рабочей деятельности, условий труда. Другими словами, у него имеется интерес не только к происходящему на его непосредственном рабочем месте, но и за его пределами.

Теории, берущие в качестве основы усредненную личность

Такие теории используют в качестве основы некоего усредненного сотрудника, анализируют его потребности и мотивацию. К ним относят теорию МакГрегора и теорию Оучи.

Теория МакГрегора основывается на двух представлениях об управлении персоналом:

  • авторитарное;
  • демократическое.

Обе теории базируются на разных методах управления работниками и используются для двух разных категорий людей.

Теория Х предполагает, что все работники изначально ленивые и неактивные. Такие люди нуждаются в постоянном контроле и наблюдении, чтобы работать эффективно. Без специальной системы поощрений такие работники будут избегать труда.

Теория Y предполагает, что среднестатистический работник в процессе выполнения своих обязанностей будет учиться нести за них ответственность, своевременно и качественно выполнять свою работу. Таких сотрудников стимулировать гораздо легче, и управляющий отделом будет не слишком обременен.

По теории Оучи все сотрудники организации желают трудиться в коллективе, получать продвижение по службе. Они верят, что начальник способен позаботиться о них, сотрудники же должны быть ответственны за результаты собственной работы. В этом случае организация обеспечивает своих сотрудников всеми необходимыми условиями, курсами по повышению квалификации и дополнительным обучением в группах.

Понимание основ формирования мотивации и потребностей у человека — основа понимания его поступков и их причин. Психология значительно улучшить отношения с другими людьми, коллегами и начальством. Принятие собственных желаний является важной составляющей успешного начинания.