Лидер — это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах того сообщества, к которому он принадлежит. Психология лидера — это психология победителя. Как правило, его личностные качества — уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду.
Он лишен всяких сомнений. Он обладает нестандартным мышлением, решителен в своих действиях и поступках.
Кто такой лидер
Для того, что такое «лидер», существует несколько определений, но все трактовки этого понятия сходятся в одном: психология лидерства — это психология сильной и независимой от чужого мнения личности, способной управлять любой ситуацией, быстро принимать решения. Лидерский потенциал представлен у каждого человека в той или иной степени. Он заложен в нас с рождения, кто-то развивает его, а кто-то нет.
Теория лидерских качеств — это один из наиболее ранних подходов к изучению и пониманию такого феномена, как «лидерство». Первые исследования данной концепции были нацелены на то, чтобы определить, что такое лидерское поведение, чем оно характеризуется и как отличает великих людей истории от остальных.
Ученые считали, что лидерские качества человека — это уникальное собрание, которое не изменяется с течением времени. Именно по этой причине исследователи хотели определить качества, присущие лидеру, чтобы в дальнейшем использовать их для идентификации людей с таким характером.
Последующие эксперименты привели к заключениям о том, что качества, необходимые лидеру, делятся на 4 основные группы:
Категория качеств | Характеристика |
Физиологическая группа | Приятные внешние характеристики и голос, отменное здоровье, высокий уровень работоспособности, представительный вид, активность. |
Психологическая группа | По типу личность эта может быть интровертом или экстравертом. По темпераменту: флегматик, сангвиник, холерик. Основные качества лидера: стремление к власти, высокий уровень амбиций, здоровая агрессивность, чувство превосходства над другими, уравновешенная психика, независимость и смелость в принятии решений, творческий потенциал и созидательность, стремление к самоутверждению, упорство и мужество. |
Интеллектуальная группа | Высокое развитие лидеров в интеллектуальном плане. Человек должен обладать оригинальным умом, хорошей памятью и прекрасной интуицией. Теория лидерских качеств предполагает, что лидер логичен, эрудирован, образован, рассудителен, обладает оригинальным и быстрым мышлением. |
Деловая и личностная группа | Согласно теории личностных качеств лидера, человек должен быть организованным, дисциплинированным, надежным, дипломатичным, хозяйственным, гибким, самостоятельным и ответственным. Личные качества лидера: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность. |
Не все способны играть лидерские роли. Но люди с определенным набором качеств обязательно становятся идейными вдохновителями для своего окружения.
Разновидности лидерства
Лидерство — определение, которое пришло из психологии. Это процесс общественного влияния, из-за которого человек приобретает поддержку со стороны других людей для достижения какой-либо цели. То, какими качествами обладает лидер, зависит от того, к какой форме лидерства он принадлежит, а также формальное оно или неформальное.
Существует несколько типов человека-лидера, например ситуативный, рабочий и многие другие. Об этом говорит такая наука, как психология лидерства.
Наиболее распространенная типология выглядит следующим образом:
- Деловой тип. Чаще всего встречается в группах, основанных для производственных целей. Здесь лидерские роли предполагают наличие таких качеств, как высокий уровень компетентности, умение лучше остальных решать организационные вопросы, наличие делового авторитета и опыта. Главные правила лидера данного типа: эффективность в работе и нестандартное мышление.
- Эмоциональный тип. Он характерен для эмоционально-психологических групп. Авторитет складывается за счет личных симпатий и харизмы. Человек вызывает у своего окружения чувство доверия, теплоты, уверенности. С ним легко и комфортно общаться.
- Ситуативный тип. Ситуационное лидерство может быть как деловым, так и эмоциональным. Главное отличие данного типа — это неустойчивость и временный характер. Проявляет себя лишь при определенных условиях, например во время какой-то экстренной ситуации.
Если в качестве критерия выбрать масштабность решаемых вопросов, выделяют следующие виды лидеров:
- бытовой: встречается в школе, университете, досуговых учреждениях и в семье;
- социальный: производство, профсоюз, спортивные, творческие и прочие объединения;
- политический: государственные и общественные деятели.
Классификация в зависимости от главной функции лидера
- Организатор. Потребности коллектива — это потребности лидера, поэтому он предпринимает активные действия на пути достижения целей.
- Творец. Обладает новаторским мышлением, способен решать любые вопросы. Главная черта — желание вести диалог, а не раздавать приказы.
- Борец. Обладает волевыми качествами, уверен в себе. Без раздумий вступает в борьбу.
- Дипломат. Превосходно знает и владеет ситуацией, а также всеми мельчайшими деталями. Прекрасно разбирается, на кого и как можно повлиять.
- Утешитель. Отличительная черта — это эмпатия. Уважает окружающих, относится к ним с пониманием и сочувствием.
В любом обществе могут одновременно присутствовать несколько разновидностей лидеров, каждый из них будет занимать свою нишу, не вступая в серьезные противоречия с другими.
Как помочь ребенку стать лидером
Развитие лидерских качеств — это важный аспект становления личности. Раньше детей учили быть скромными и сдержанными, но с течением времени лидерские способности стали особенным аспектом в процессе воспитания.
Многих современных родителей волнует вопрос о том, как ребенка сделать лидером. Ведь мама и папа хотят видеть своего малыша успешным и счастливым. С помощью развития лидерских качеств ребенок сможет достичь больших успехов в жизни.
Перед тем как воспитать в ребенке лидерские качества, важно не забыть о двух вещах:
- Успехов добиваются не только лидеры. Человек может быть просто хорошим специалистом в своей области.
- Воспитание в семье и воспитание лидерства — это не синонимы. Родители должны помогать малышу становиться личностью и развивать свои природные таланты.
Если родители видят, что их малыш имеет определенные задатки, то встает вопрос о том, как воспитать ребенка лидером.
Лидер — в первую очередь человек, умеющий принимать ответственность за происходящее. Он точно понимает, куда ему идти. Для того чтобы знать, как научить ребенка быть лидером, необходимо следовать простым советам:
- Ребенок должен получать свой опыт. Развитие лидерских качеств у подростков предполагает некоторую свободу действий последних. Нужно давать им набивать собственные шишки. По этому принципу развитие лидерских качеств у старших школьников зачастую может сопровождаться драками со сверстниками и другими подростковыми проблемами. Если родители будут вмешиваться в ситуацию и постоянно переживать за своего отпрыска, перекладывание решений собственных проблем войдет у ребенка в привычку.
- Высокий уровень интеллекта и критическое мышление — главные атрибуты лидерства. Успешный человек умеет анализировать ситуацию, видеть причинно-следственные связи и составлять правильные прогнозы.
- Участие в соревнованиях. Формирование лидерских качеств у подростков происходит в том числе и во время соревнований. Это не значит, что ребенок должен постоянно выигрывать, настоящий лидер должен уметь достойно принимать поражение.
- Личная зона ответственности. Развитие лидерских качеств у старших школьников предполагает, что дети понимают: каждый их поступок приводит к определенному результату.
- Отсутствие готовых решений. Если ребенок пришел к родителям с какой-то проблемой, не рекомендуется сразу же выдавать ему готовый ответ. Следует задать несколько наводящих вопросов, чтобы малыш начал думать сам.
Вопрос о том, как воспитать лидера, может быть решен очень просто, если родители выберут правильный вектор развития своего ребенка и будут направлять его на этом пути.
Как воспитать в себе лидера
Для начала рекомендуется определить для себя, что значит быть лидером. Нужно понимать, что придется держать в руках всеобщее настроение, создавать определенную эмоциональную атмосферу.
Развитие лидерского потенциала предполагает большую работу над собой. Это непростой и длительный процесс, которые занимает много времени. Диагностика лидерских качеств поможет в определении уровня своего потенциала. Для этого можно пройти несколько тестов.
Проблему, как развить в себе лидерские качества, решить непросто. Следуя простым рекомендациям, приведенным ниже, можно заметно улучшить свои лидерские навыки:
- Умение слышать собеседника. Важно находить общий язык с окружающими людьми, это необходимо для развития лидерских качеств.
- Нужно идти в ногу со временем. Настоящий лидер не может быть консерватором, он открыт для новых предложений и интересных идей.
- Ответственность и справедливость. Лидер умеет поощрять своих подчиненных и нести ответственность за неудачи команды.
Для многих молодых людей актуален вопрос о том, как стать лидером в компании. В большинстве коллективов существует человек, который является центром всеобщего внимания. Как правило, с ним легко и комфортно общаться, работать и отдыхать. Он четко знает, что делает и для чего.
Чтобы стать лидером в своей компании, нужно знать, что является основой действий у лидера. Можно сделать следующие шаги:
- Научиться правильно вести диалог. Это первое, что поможет ответить на вопрос, какими качествами должен обладать лидер. Такой человек искренне интересуется темой разговора и не перебивает собеседника.
- Заниматься самосовершенствованием. В том числе рекомендуется выполнять упражнения на развитие лидерских качеств.
- Изменить свое отношение к неудачам. Проблемы лучше решать и анализировать. Лидер всегда уверен в том, что найдет наилучший выход из любой ситуации.
- Формирование собственного мнения. Лидер — человек с сильным стержнем. Он способен грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения, не навязывая ее окружающим.
- Доброжелательность. Лидерство предполагает не только командование, но и поощрение. Лидер всегда готов сделать комплимент, если это уместно, или похвалить за проделанную работу.
Лидер и руководитель
Термины «лидер» и «руководитель» сходны по значению, однако имеют ряд существенных отличий.
Руководитель — это официальное лицо, управляющее коллективом. Он организует ее деятельность и несет юридическую ответственность.
Психология руководства и лидерства отличается по следующим свойствам:
Признаки лидера в коллективе | Признаки руководителя |
Как правило, лидер регулирует межличностное взаимодействие в группе. | Регулирует официальные связи группы. |
Лидерство — это субъект микросреды. | Руководство — это субъект макросреды. |
Лидерское поведение возникает само собой. | Назначение руководства происходит целенаправленно. |
Лидерство нестабильно. | Существует некая стабильность. |
Нет системы санкций. | Есть система санкций. |
Лидер решает более насущные задачи. | Принятие решений затрудняется наличием множества обстоятельств. Руководитель должен смотреть в будущее на возможные последствия. |
Сфера влияния — малая группа. | Сфера влияния — малая группа в широкой общественной системе. |
Лидерство в психологии — эмоциональное описание поведения отдельных членов коллектива, а руководство — социальная характеристика отношений в группе.
Основные качества настоящего лидера, отличия от качеств руководителя:
- Порядок и последовательность при выполнении работы. Сотрудничество строится на фактах, в рамках конкретно установленных и всем известных целей. Психология лидерства рассматривает людей не в качестве подчиненных, а как коллег. Для руководителя сотрудники — это его подчиненные, за которых он несет официальную ответственность.
- Способность воодушевлять людей. Лидер четко видит цель и путь ее достижения. Руководитель занимает пассивную позицию по отношению к поставленным задачам.
- Умение учитывать нужды работников. Лидеры должны заслужить уважение коллег. Руководители же, напротив, исключают эмоциональную составляющую из взаимодействия с сотрудниками. Они ожидают и принимают уважение по отношению к себе как должное.
- Личный пример. Доверие — ключевое понятие в работе лидера с коллегами. Большее внимание уделяется успехам, нежели ошибкам. Для руководителя ключевое понятие в работе — контроль. Наказания превалируют над вознаграждениями.
- Новаторство и нестандартный подход. Умение рисковать и нести за это ответственность — отличительная черта современного лидера. Руководитель, как правило, опирается на старый опыт.
- Делегирование полномочий. Лидер спокойно может передать полномочия, таким образом создавая позитивную обратную связь. Руководитель с подозрением относится к новым идеям, которые идут не от него.
Правила лидера сводятся к тому, чтобы работники делали правильные вещи, а руководителя — чтобы все было правильно.